Греция -- единственная
европейская страна, где церковь не отделена от государства. Сами греки --
набожный народ. Около 70% -- верующие, и церковная власть тут -- весомая часть
общественной жизни страны. Так исторически сложилось, что церковь выступала
стержнем нации во время тяжкого 600-летнего турецкого господства. Интересный
факт: греческие священнослужители имеют статус государственных служащих и
получают от государства жалованье.
СВЯТАЯ ГОРА - АФОН
Рейс Киев--Салоники
проходил как обычно: группа соотечественников опустошала скупленные в duty-free
бутылки коньяка и виски. Увы, схождение на землю древней Эллады сопровождалось
неуправляемым движением грузного пассажира, который нашел островок спокойствия
только в зоне паспортного контроля, да и то при помощи офицера безопасности.
После минутной процедуры мой паспорт проштампован, и за пределами аэропорта уже
другие лица. Трезвые. Звуки родины «я сам пройду -- не держите меня» рассеялись
в оставшемся позади аэропорту Салоников. Пора настроиться на другой ритм.
Наш отель находился на втором «пальце» Халкидики -- полуострове
Ситония. По дороге автобус трансфера забросил туристов на первый «палец» --
полуостров Кассандру, более равнинный и не такой живописный, как Ситония,
побережье которой состоит из укромных скалистых бухточек с чистейшей лазурной
водой. Кассандра считается молодежным курортом -- веселым, шумным, с
многочисленными дискотеками и развлечениями. И до второй столицы Греции --
Салоников -- недалеко, час езды. Ситония, напротив, -- тихое уютное место,
идеальное для семейного или романтического отдыха.
Третий, последний «палец» Халкидики -- Афон. По карте до него рукой подать, но
на автомобиле придется преодолевать участки серпантина вдоль побережья
Эгейского моря. Чем ближе подъезжаешь к полуострову, тем сильнее отдаляешься от
суеты мирской. Жизнь постепенно замирает, машин и людей становится совсем мало.
Дорога упирается в деревушку Уранополи. Дальше -- пограничный кордон, не пройти
и не проехать. Тут начинаются владения монашеского государства Афон.
Территориально оно входит в состав Греции, но имеет специальный статус. В
религиозных вопросах подчиняется Вселенскому патриархату в Константинополе, но
имеет административную независимость от него.
Говорят, сама Богоматерь опекает эти места. И другим женщинам на ее
территорию вход воспрещен уже на протяжении многих столетий. Рассказывают, что
дочь императора Феодосия
Великого царевна Плакидия в IV-V ст. хотела посетить монастырь Ватопед, но
внутрь ее не пустил строгий голос, исходивший от иконы Божией Матери. «Письма
Святогорца» (1885) приводят эти слова: «Зачем ты сюда? Здесь иноки, а ты
женщина. Для чего же даешь врагу случай ратовать их преступными помыслами? Ни
шагу далее! Удались, если хочешь себе добра!». Ошеломленная царевна послушалась
и в память о таком событии распорядилась построить храм Святого Великомученика
Димитрия.
Монахи расширили прямой запрет Богоматери -- на Афоне не водятся даже
животные женского рода. Утверждают, что на полуострове не вьют гнезда и не
откладывают яйца дикие птицы. Однако тут разводят кур. Их яйца используют как
самый надежный материал в иконописи. Воспрещен также вход «безусых юношей, вид
которых может напомнить женщину и сбить набожных людей с мыслей праведных». Как
рассказывал нам гид Димитрис Попандопулос, женщинам, нарушившим запрет, грозит
заключение от 8 до 12 месяцев в тюрьме городка Карея, столицы Афона и места
заседания Священного Кинота.
Деревушка Уранополис -- одна из остановок на маршруте нашего тура вокруг
Афона. Деревушку омывает Святой Залив. Местные жители называют свою бухту так
потому, что именно сюда с гор, где над ручьями молятся монахи, стекает святая
вода. Если мы, обычные туристы, заканчиваем в Уранополисе свое путешествие, то
паломники его тут начинают. Они автотранспортом добираются до Уранополиса,
ночуют в местных отельчиках, а утром продолжают свой путь на Святую Гору
паромом -- в порт Дафнии, единственный вход на Афон.
На полуострове находится 20 монастырей, из которых во время прогулки на
корабле вдоль побережья рассмотреть можно лишь 8. Еще 8 расположены на другой
стороне, и 4 -- в глубине полуострова. К побережью монашеского государства
нельзя подплывать ближе чем на 500-800 метров. Исключение -- для специальных
паломнических туров, однако полуостров может посетить не более 300 паломников в
день. Им выдают специальные разрешения, хлопотать о которых нужно заранее.
Кстати, на Афоне находятся не только монастыри -- тут есть скиты (небольшие
поселенья отшельников) и кельи -- еще более уединенные отдельно стоящие хижины.
ПАРЯЩИЕ МЕТЕОРЫ
Менее известен в Украине второй центр монашества в Греции --
Святые Метеоры, наскальные, как будто парящие в воздухе, монастыри («метеорос»
и переводится как «парящий в воздухе»). От увиденного перехватывает дух.
Настоящее чудо света! У всех возникает вопрос: как в средние века люди без
современной техники могли построить в недоступных местах эти храмы? Рассказы
гида о балках, лебедках, подъеме стройматериалов выглядят как-то неубедительно,
хотя иных вариантов и не было. Трудно представить столь масштабное
строительство на скалах высотой около 600 метров над уровнем
моря и около 400 метров
-- над расположенным внизу городком Каламбака. Стройматериалы монахи доставляли
в сетках, а себя поднимали в мешках. «Челночное» сообщение монастырей с миром
сохранилось и до сих пор. Несмотря на то, что уже существуют выбитые в скалах
лестницы, монахи пользуются собственной канатной дорогой.
Некоторые монастыри пустынники превратили в музеи, которые часть дня открыты
для посещения. Вход платный -- EUR2, половина сбора идет церкви, другая --
государству.
Первые поселения пустынников в скалах Фессалии появились до Х века. Пещеры, в
которых жили иноки, сохранились до нынешних времен. А собственно начало
строительству храмов, подобных афонским, положил монах Афанасий, бежавший сюда
со Святой Горы от нашествия корсаров в 1334 году и собравший в округе 14
сподвижников. К ХVI ст. тут образовалась крупная монашеская община --
фактически, религиозное государство со своим уставом, основы которого заложил
еще Афанасий. Тогда действовало 24 монастыря -- сейчас только 6.
Гид рассказывал нам, что общался с монахами Афона и Метеор. По их словам, те,
кто хотят настоящего уединения, уходят в неизвестные монастыри в центре страны,
куда не добираются толпы туристов и паломников. Дело в том, что известные
центры монашества, несмотря на введенные ограничения, вынуждены принимать
бесконечный поток паломников, фактически обслуживая их. На это уходит много времени,
и такие заботы нарушают правильный ритм жизни отшельников.