Те,
кто никогда не был в Англии, сразу же его узнают. Каждый год его посещают
тысячи туристов. Ежедневно по нему
проезжают жители Лондона, скорее всего, даже не задумываясь в этот момент о его
истории. Это Тауэрский мост — один из
символов Лондона.
История
Тауэрского моста, который не следует путать с соседним Лондонским мостом,
связана с находящимся рядом лондонским Тауэром. В 1872 году английский
парламент рассмотрел законопроект о строительстве моста через Темзу. Хотя
комендант Тауэра был против этой идеи, парламент решил, что городу нужен еще
один мост, который бы эффективно гармонировал с архитектурой лондонского
Тауэра. Тауэрский мост, какой он есть сегодня, обязан своим появлением решению
парламента.
В XVIII и XIX веках Темзу пересекало множество мостов.
Самый известный из них —
Лондонский мост.
К 1750 году он стал очень шатким, к тому же на мосту постоянно образовывались
пробки. Возле моста скапливались суда со всего мира, ожидая, когда появится
место в переполненной гавани. В то время Темза была буквально заполнена
различными судами, так что можно было пройти несколько километров по палубам
стоящих у причалов кораблей. По
просьбе муниципалитета городской архитектор Хорас Джонс разработал проект разводного
моста в готическом стиле, который должны были построить ниже по течению от
Лондонского. Под таким мостом могли бы свободно проходить корабли,
направлявшиеся к докам вверх по Темзе. Проект моста имел одну особенность,
которую многие посчитали оригинальным решением.
Хорас Джонс много путешествовал. Когда он
был в Нидерландах, небольшие мосты, перекинутые через каналы,вдохновили
его на создание подъемного моста
с противовесом. Джонс и его помощники разработали проект такого моста и решили
использовать необычные методы строительства, сочетая стальные конструкции. С
каменной кладкой. Так возник известный всему миру облик Тауэрского
моста. Тауэрский мост украшен двумя
башнями, которые соединены двумя переходами для пешеходов, поднятыми на высоту
34 метров над проезжей частью и 42 метров над водой. Дороги с обоих берегов
Темзы ведут к подъемным крыльям моста. Эти огромные полотна весят примерно 1200
тонн каждое и раскрываются, образуя угол в 86 градусов. Благодаря этому под
мостом свободно могут проходить суда грузоподъемностью до 10 000 тон.
Мост разводился при помощи гидравлических
двигателей, которые также поднимали лифты с пешеходами наверх и включали
устройства, регулирующие движение транспорта. Подъемный механизм приводился в
действие силой водяного пара, которого вырабатывалось в два раза больше
необходимого.
Под южным концом моста находились четыре
паровых котла. Они топились углем и производили пар с давлением 5-6 кг/см2,
вырабатывая необходимую энергию для работы огромных насосов. Включаясь, эти
насосы подавали воду под давлением 60 кг/см2. Поскольку для развода
моста всегда нужна была энергия, в шести больших аккумуляторах под огромным
давлением находился запас воды. Вода из аккумуляторов поступала к восьми двигателям,
которые поднимали и опускали разводные части моста. Различные механизмы приходили
в движение, ось диаметром 50 сантиметров начинала вращаться, и полотна моста
поднимались. Мост разводился всего лишь за одну минуту! Сегодня
двигатели работают на электричестве. Но, как и прежде, при разводе Тауэрского
моста поток машин останавливается, а пешеходы и туристы заворожено смотрят, как
поднимаются огромные крылья моста. Звучит
предупреждающий сигнал, шлагбаумы закрываются, последняя машина съезжает с
моста, и контролеры сообщают, что мост свободен. Четыре соединительных болта
бесшумно выдвигаются, и крылья моста взмывают вверх. Теперь все внимание
обращено на реку. Будь то буксир, прогулочный катер или парусник, все с интересом
наблюдают, как судно проходит под мостом. Через несколько минут звучит уже
другой сигнал. Мост закрывается, и шлагбаумы поднимаются. Велосипедисты быстро
занимают место перед вереницей стоящих в ожидании машин, чтобы первыми
промчаться по мосту. Еще несколько секунд, и Тауэрский мост вновь ожидает
сигнала, чтобы пропустить очередное судно.
Самые любопытные не довольствуются лишь тем,
что просто наблюдают за работой моста. Они поднимаются на лифте в северную
башню, где находится музей Тауэрского моста, чтобы больше узнать об истории его
создания и посетить выставку, на которой электронная кукла знакомит посетителей
с интересными подробностями. На выставленных картинах можно увидеть, как над
созданием моста трудились талантливые инженеры и как проходила торжественная
церемония открытия. А на стендах и старинных фотографиях в коричневатых тонах
запечатлено величественное здание Тауэрского моста.
С
высоты пешеходного перехода перед посетителями открывается потрясающий вид на
Лондон. Если посмотреть на запад, можно увидеть собор Святого Павла и здания
банков на территории Лондонского Сити, а также возвышающийся вдалеке Телеком
Тауэр. Тех, кто на восточной стороне ожидает увидеть доки, ждет разочарование:
их перенесли вниз по течению, подальше от современного мегаполиса. Вместо этого
перед взором предстает перестроенный район Доклэндс, поражающий своими зданиями
и постройками, выполненными в стиле модерн. Необыкновенный, захватывающий,
потрясающий — именно такой вид открывается с
этого знаменитого моста, визитной карточки Лондона.
Если вы окажетесь в
Лондоне, почему бы не познакомиться поближе с Тауэрским мостом? Этот шедевр
архитектуры навсегда оставит в вашей памяти неизгладимые впечатления.